Вход / Регистрация

Авторизация

Вход через ЕСИА

Вход с логином и паролем

       Забыли пароль?

Вход через социальные сети:

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Забыли пароль?


       Авторизация

К 100-летию Министерства


Историческая справка

Датой создания финансовой системы Республики Башкортостан считается 23 февраля 1919 года. В этот день на заседании Вoeннo-революционного комитета Башкирской Советской Республики было принято решение об образовании 15 комиссариатов, в том числе и Комиссариата финансов и здравоохранения, руководителем которого стал Гумер Галимович Куватов.

В октябре того же года Комиcсариат был преобразован в Народный комиссариат финансов, а наркомом стал Иван Карлович Озоль. При нем, в 1922 году, произошло слияние финотдела 6ывшей Уфимской губернии и Наркомата финансов Малой Башкирии (г. Стерлитамак), после чего Наркомфин начал функционировать как единый орган управления финансами республики и руководил всей финансовой деятельностью как по приходу, так и по расходу сумм народной казны.

Состояние экономики и финансов в те годы было очень тяжелым. Отсутствовала законодательная база по финансово-бюджетным вопросам, не было разграничения перечня расходов, подлежащих финансированию из бюджета республики и центрального бюджета. Империалистическая и гражданская войны довели экономику Башкирии до состояния разрухи. Большинство предприятий стояли или работали не с полной нагрузкой. Не хватало оборудования и рабочей силы, производительность труда была низкой. Сельское хозяйство находилось в состоянии крайнего упадка и опустошения. Окончание гражданской войны позволило нашему государству перейти на мирную работу по восстановлению народного хозяйства. Проводилась она в чрезвычайно трудных условиях: к последствиям интервенции и гражданской войны прибавились небывалые по размерам и последствиям засуха и голод 1921-1922 годов. Хозяйственная разруха не могла не сказаться и на общем состоянии финансов Башкирской АССР, так как изыскание доходных источников бюджета было сопряжено с огромными трудностями.

Более или менее устойчивый бюджет Башкирская республика получила только в 1923 году. Его характерной особенностью являлось то, что он был составлен и исполнялся в условиях подготовки и проведения денежной реформы и исчислялся в твердой валюте - червонцах, что делало его относительно устойчивым и реальным. Роль денег, кредитных отношений и бюджета в экономической жизни республики значительно увеличилась. Для выполнения масштабных задач по хозяйственному и культурному строительству требовалась мобилизация колоссальных ресурсов. Основным источником покрытия этих расходов стали накопления предприятий и организаций, значительная часть которых мобилизовалась через бюджетную систему. В связи с этим борьба с бесхозяйственностью и потерями, борьба за повышение производительности общественного труда и снижение себестоимости продукции, за укрепление хозяйственного расчета и максимальный режим экономии во всех звеньях народного хозяйства выступили непременным условием достижения высоких темпов роста накоплений на всех этапах строительства в нашей стране.

Важнейшим мероприятием, направленным на укрепление доходной базы бюджета, явилась проведенная в 1930 году налоговая реформа, которая свела многочисленные платежи предприятий к двум основным - налогу с оборота и отчислениям от прибыли для государственных предприятий. Меры, проведенные в области налогового обложения, имели не только крупное политическое значение, но и играли определенную роль в повышении доходных источников бюджета. К 1940 году доходы бюджета республики по сравнению с 1932 годом возросли более чем в пять раз. Таким образом, к последним годам довоенного периода бюджетная система республики характеризовалась определенной стабильностью.

Великая Отечественная война потребовала коренной перестройки финансовой системы. Необходимо было мобилизовать новые ресурсы, пересмотреть все расходы под углом жесточайшей экономии и приспособления к потребностям военного времени. На покрытие военных расходов были использованы остатки бюджетных средств, образовавшихся в предвоенные годы, свободные ресурсы банков, долгосрочных вложений, остатки фонда директора и фонда ширпотреба, излишки собственных оборотных средств государственных предприятий и другие источники. В годы Великой Отечественной войны на территорию республики с западных областей страны были перебазированы крупные промышленные предприятия, и это потребовало огромных бюджетных средств не только за счет централизованных источников государственного бюджета, но и за счет бюджетов республики. В годы Великой Отечественной войны почти половина общей суммы расходов бюджета республики - 85 млн. рублей из 192 млн. рублей, были направлены на развитие промышленности. В связи с высокой централизацией бюджетных ресурсов в вышестоящих звеньях бюджетной системы, основные вложения в промышленность производились за счет общегосударственных средств, централизованных в вышестоящих бюджетах федерации и союзного бюджета. Несмотря на тяжелые условия военного времени значительные средства направлялись на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных мероприятий, управление и другие неотложные нужды.

Под влиянием военного времени изменилась структура доходов государственного бюджета. Снижение товарооборота в первые годы войны привело к снижению удельного веса налога с оборота в общем объеме доходов государственного бюджета. Однако в дальнейшем в результате роста производства и производительности труда объем и удельный вес налога с оборота в доходах бюджета начал расти. Значительную роль в мобилизации ресурсов на цели обороны сыграли обязательные и добровольные взносы населения. Были введены также новые налоги: военный налог, налог на холостяков, одиноких малосемейных граждан, были повышены нормы доходности по обложению сельскохозяйственным налогом, усилена прогрессивная ставка налога. В финансировании военных расходов большое значение имели военные займы, размещавшиеся среди населения.

Патриотический подъем населения сделал возможным введение новых форм мобилизации финансовых ресурсов. Так, был создан фонд обороны, куда ежемесячно добровольно вносились деньги в размере однодневного заработка, фонд Красной Армии. Передавались на нужды фронта облигации сберегательных займов, драгоценности. Существенным финансовым ресурсом в годы войны явились вклады населения в сберегательные кассы, причем доверие у населения к государству было настолько велико, что приток вкладов не уменьшался. Бесперебойное обеспечение финансовыми ресурсами потребностей страны в военное время позволило ей выстоять в этом тяжелом испытании, а затем в короткий срок восполнить потери, нанесенные войной. Великая Отечественная война показала, что в экстремальных условиях в финансовой системе находились пути и методы решения сложнейших бюджетных проблем.

В военные годы наркомом финансов был назначенный на этот пост в 1937 году Хабибулла Галиуллич Ремеев. В 1944 году его сменил Сергей Андреевич Фролов, который стал первым министром финансов Башкирии: в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Бaшкиpcкой АССР от 25 марта 1946 года Народный Комиссариат финансов БАССР был преобразован в Министерство финансов БАССР.

В послевоенный период состав и структура доходов и расходов государственного бюджета существенно изменились. В эти годы бюджет осуществлял финансирование мероприятий по подъему промышленности, сельского хозяйства, социально-культурного строительства. Своевременное и бесперебойное финансирование могло быть успешным только при условии систематического обеспечения выполнения доходной части государственного бюджета как в целом, так и по отдельным источникам доходов. Заинтересованность местных Советов в поступлении в их бюджеты тех или иных государственных доходов обеспечивала выполнение доходной части местных бюджетов. Особое значение в этом отношении имело установление процентов отчислений в местные бюджеты от сумм, поступающих на их территории, налога с оборота, занимающего ведущее место в доходах бюджета в целом. Другим важнейшим источником доходов в то время считались отчисления от прибыли государственных предприятий и хозяйственных организаций. Увеличение этих платежей всецело зависело от улучшения качественных показателей в работе предприятий и хозяйственных организаций - повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции и роста накоплений.

Финансовая система укреплялась. С 1945 по 1967 годы бюджет республики вырос почти в семь раз. Во многом это стало заслугой Самата Фаттаховича Валиева, который был министром финансов с 1948 по 1971 год. 

Реформа денежной системы 1961 года, введение новой системы планирования и экономического стимулирования производства в 1965 году внесли существенные изменения во взаимоотношения предприятий и хозорганов с государственным бюджетом. В частности, вместо отчисления от прибыли были введены платежи в бюджет в виде платы за производственные основные фонды и оборотные средства, фиксированных (рентных) платежей, а также свободного остатка прибыли. Эта реформа была направлена на более полное использование таких экономических категорий, как хозрасчет, цена, прибыль и кредит, эффективное расходование собственных средств предприятий и хозяйственных организаций, направляемых на финансирование капитальных вложений.

Больших успехов Министерство добилось в годы руководства Шарифа Сулеймановича Сулейманова – с 1971 по 1988-й. Для финансовой системы республики это был не самый благополучный период. Продолжалась экономическая реформа 1965 года, требовались огромные финансовые ресурсы для развития местного хозяйства и промышленности, агропромышленного комплекса, социальной сферы. Тяжелым для бюджета стал комплекс принимаемых в стране антиалкогольных мер, которые привели к потерям доходов бюджета и его дефициту. Благодаря профессионализму Ш.С. Сулейманова, его умелому руководству финансовой системой республике удалось изыскивать источники доходов для сбалансирования республиканского бюджета и бюджетов районов и городов.

В 1988-1990 годах министром финансов был Лябип Сахиуллинович Калимуллин. В это время началась подготовка к коренным изменениям в бюджетном законодательстве, во взаимоотношениях бюджетной системы республики с федеральным и союзным бюджетами. В этот же период начата подготовка расчетов о финансовых ресурсах Республики Башкортостан и возможности внедрения в республике самофинансирования.

 В апреле 1990 года из состава Министерства финансов республики выделился отдел государственных доходов, на базе которого образовалась Государственная налоговая инспекция Российской Федерации по БАССР. Ее возглавил Л.С.Калимуллин, а министром финансов стал Марат Касымович Насыбуллин. В период его работы был принят Закон о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Башкортостан, был разработан проект сводного финансового баланса по территории республики и возможность перехода республики на хозяйственный расчет.

Провозглашение в 1990 году суверенитета Башкортостана коренным образом изменило принципы формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов. 3 августа 1994 года между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан был подписан договор «0 разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан», который потребовал совершенствования принципов и подходов формирования собственной бюджетной системы для свободного маневрирования финансовыми ресурсами. Непосредственное участие в подготовке и подписании договора принимал Юлай Валетдинович Кинзябулатов, который занимал должность министра финансов в 1992-1994 годах.

В середине 1990-х годов бюджетная система Башкортостана, представляющая собой совокупность республиканского бюджета и бюджетов административно-территориальных образований, радикально поменялась. Изменение структуры собственности существенно расширило сферу финансирования отраслей и объектов республиканской и федеральной собственности. Если раньше из бюджета республики финансировалось семь процентов собственности, то теперь на финансирование принята почти вся собственность с базовыми отраслями народного хозяйства.

Значительный вклад в становление государственной финансовой системы суверенной республики, разработку бездефицитного бюджета, формирование системы межбюджетных взаимоотношений с Российской Федерацией, совершенствование взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами районов и городов Республики Башкортостан,  становление рынка ценных бумаг, развитии финансовых отношений с другими cтpанами внес Фоат Галяутдинович Хантимеров. На посту министра финансов республики он работал с 1994 по 2002 годы. За это время произошли структурные изменения в бюджете республики, отражающие новые функциональные, экономические и иные аспекты развития республики. При непосредственном участии Ф.Г.Хантимерова образовано Управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республики Башкортостан, создана автоматизированная информационная система, охватывающая местные финансовые органы и главных распорядителей кредитов (бюджетополучателей), создана локальная вычислительная сеть, подключенная к глобальной сети Интернет.

Перераспределение доходных источников в 2000 году дало серьезный импульс для формирования стройной системы укрепления доходного потенциала республики, мобилизации платежей в бюджет, реформирования государственных финансов. В эти годы был организован мониторинг  налоговых и неналоговых поступлений с территории республики в бюджеты всех уровней. По объему отчислений Башкортостан уверенно занимает ведущие позиции среди субъектов-доноров бюджетной системы Российской Федерации.

Дальнейшая работа по увеличению доходного потенциала республики, автоматизации процессов, связанных с вопросами исполнения бюджета, продолжилась под руководством Айрата Рафиковича Гаскарова, который возглавлял Минфин с 2002 по 2010 годы. В этот период была сформирована система управления государственным долгом Республики Башкортостан, осуществлена первая эмиссия государственных ценных бумаг республики, проделана большая работа по привлечению в регион инвестиций, становлению экономики на путь инновационного развития. В условиях постоянного обновления федерального налогового и бюджетного законодательства, что требовало своевременного принятия соответствующих новаций и на региональном уровне, только большая аналитическая работа, труд высококлассных специалистов позволили сформировать в республике стройную законодательную базу для роста доходов.

Достойной преемницей А.Р.Гаскарова стала его первый заместитель Рузалия Сафиулловна Хисматуллина, которая была министром финансов Башкортостана в 2010-2013 годах. В эти годы в Министерстве финансов РБ произошли серьезные структурные изменения. В 2010-м при Минфине было создано Управление казначейства, которое в 2011 году стало структурным подразделением министерства. С 1 января 2012 года территориальные финансовые управления Министерства финансов РБ вышли из состава Минфина и были преобразованы в финансовые управления администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан с правами юридического лица. В этом же году Министерство финансов РБ было наделено функциями контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Башкортостан. В связи с расширением полномочий в структуре Министерства было создано Контрольно-ревизионное управление.

Работа по увеличению доходного потенциала республики получила свое дальнейшее развитие и совершенствование в виде организации системного мониторинга расчетов с бюджетом крупнейших налогоплательщиков, проведения рабочих встреч, активизации работы коллегиальных органов по мобилизации доходов в бюджет. Под руководством Р.С.Хисматуллиной реализовывалась программа повышения эффективности бюджетных расходов (развития результативного бюджетирования) в Республике Башкортостан до 2012 года, разработана и принята долгосрочная целевая программа «Управление государственными финансами и государственным долгом Республики Башкортостан на 2013-2018 годы», своевременно и качественно был сформирован первый для республики трехлетний бюджет – на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. По итогам 2012 и 2013 годов Башкортостан получил высшую оценку Министерства финансов Российской Федерации за качество управления региональными финансами.

Главный финансовый документ республики на 2014-2016 годы стал первым «программным» бюджетом. Депутатам Государственного Собрания – Курултая РБ его представляла министр финансов Рида Тагировна Субханкулова, которая возглавила Минфин РБ в октябре 2013 года. В непростое время глобальной экономической нестабильности республике удается оставаться на ведущих позициях среди остальных российских регионов. Так, в октябре 2014 года на фоне общего снижения оценок кредитоспособности международные рейтинговые агентства Moody’s Investors Service и Standard & Poor's подтвердили кредитный рейтинг Башкортостана на уровне «Baa3» и «ВВВ-», соответственно. По данному показателю республика занимает лидирующие строчки диапазона рейтингов российских регионов, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. На одной строчке с Башкортостаном находятся только Ханты-Мансийский автономный округ и Татарстан.

Под руководством Р.Т.Субханкуловой на фондовой бирже успешно размещаются государственные облигации Республики Башкортостан, своевременно и в полном объеме выполняются требования изданных в 2012 году указов Президента России В.В.Путина в сфере социально-экономической политики. В соответствии с курсом руководства страны и республики на повышение открытости управления государственными финансами при Минфине РБ создан Общественный совет, впервые проведен конкурс проектов «Бюджет для граждан».

Основное внимание при формировании и исполнении бюджета на данном этапе уделяется вопросам создания условий для получения бОльших результатов в условиях существующих бюджетных ограничений путем рационального использования имеющихся ресурсов и их концентрации на приоритетных направлениях. Главными задачами бюджетной политики определены обеспечение сбалансированности бюджета, поиск новых доходных источников, оптимизация бюджетных расходов с определением наиболее приоритетных и сокращением неэффективных.


4Высшие органы власти Республики Башкортостан
13Министерства Республики Башкортостан
9Государственные комитеты Республики Башкортостан
6Республиканские ведомства
41Территориальные органы Федеральных органов власти в Республике Башкортостан
1Представительства Республики Башкортостан
4Государственные и общественные организации
63Местное самоуправление Республики Башкортостан
12Открытая республика
2Государственные услуги
Министерства Республики Башкортостан
Территориальные органы Федеральных органов власти в Республике Башкортостан
Местное самоуправление Республики Башкортостан